Вопросы о ТСЖ

Реформе жилищно—коммунального хозяйства в России, одним из важных моментов которой названа передача жилья в управление жильцам, дано «добро» Президента. На практике же эта идея если и работает, то с пробуксовкой. По многим причинам. Где-то создание ТСЖ расходится с политикой местных властей, лоббирующих интересы монополистов от ЖКХ. Где-то долго раскачиваются и сомневаются сами собственники.

Оно и понятно. Ведь принимая решение войти в ТСЖ, мы берем на себя ответственность за всех остальных членов товарищества. А те, соответственно, за нас. Так что при случае ответственность за чьи-то грехи придется нести самым добросовестным. Идеальный вариант, конечно, когда у всех собственников доходы примерно равные. Это, по крайней мере, позволит без труда оплачивать минимальный комплекс услуг. Еще лучше, когда и совести у всех хватает. В этом случае точно можно жить без долгов, а к привычным услугам добавить еще кое-что — для пущего комфорта.

 — Для жителей любого города оплата услуг ЖКХ — существенное опустошение семейного бюджета, — считает председатель одного из первых в Ноябрьске ТСЖ «Мой дом» Надежда Олексюк. — Получая извещения, в которых красуется астрономическая сумма, сетуешь, стенаешь, но по грабительским тарифам платишь. Тем самым идешь на поводу у тех, кто бессовестно опустошает наши карманы. Скажу вам, мы сами виноваты, позволяя беспардонно обирать себя. Есть реальный шанс стать хозяевами и самим решать, кому и за что платить.

Вся беда в том, что население находится в информационном вакууме. Свежий пример: в прошлом месяце я обошла 86-квартирный дом. И, к удивлению своему, обнаружила, что 80% жителей не могут даже расшифровать аббревиатуру ТСЖ. Они в принципе не понимают, в чем разница между ТСЖ и управляющей компанией, опасаются обмана.

Вот и приходится доказывать, что мы пришли не временщиками, что у нас есть реальные результаты, их ведь не спрячешь! А умалчивать об этих результатах преступно со стороны чиновников.

…К идее собственными силами бороться за уют и тепло Надежду привел житейский эпизод — серьезная техническая проблема, которую с бывшей управляющей компанией она решить не смогла. Переговоры и переписка с представителями горхоза велась три года, но ситуация не менялась. Вопрос встал ребром: либо замерзать в квартире при оплате полным рублем, либо что-то менять. Методично, квартиру за квартирой, Надежда сама обошла всех жильцов дома.

 — Дело в том, — делится опытом Олексюк, — что я сама как собственник жилья в данном доме имею полное право инициировать создание товарищества. Обойдя все четыре подъезда, уведомила жильцов о том, что буду проводить такое голосование. Изначально, честно признаюсь, люди боялись. Многие мне в глаза заявляли, что ТСЖ — это страшно, что будут проблемы, которые невозможно решить без привлечения профессионалов. Профессионалами, понятно, в данном случае считаются работники жилищно-коммунальной сферы — ЖЭУ, ЖЭКов и так далее. В общем, худо-бедно 54 из положенных 51 процента мы набрали и без проволочек взялись за создание ТСЖ. Сразу же присмотрели себе потенциальную обслуживающую организацию — ООО «Корпус-групп», которая имеет достойную репутацию на рынке коммунальных услуг. Условились с ее руководством, что, как только факт ТСЖ станет явным, они возьмут наш дом под свое крыло. Дальнейшее было делом техники: собрали нужные документы, отправили их в налоговую инспекцию. ТСЖ «Мой дом» было зарегистрировано с первой попытки.

 — Как-то даже удивительно, что без проволочек…

 — Не все так просто. Во-первых, нам долго не отдавали техническую документацию на дом. Во-вторых, пришлось побороться за акты приема-передачи, которые нам никак не хотел предоставить горхоз. Хотя о том, что зарегистрировались и намерены работать самостоятельно, мы сообщили сразу же. Знаете, странно было видеть, как в наших подъездах и дворе появляются дворники сразу из двух разных фирм. Это руководство «Жилищного сервиса», прекрасно зная, что дом взят на обслуживание ООО «Корпус-групп», настойчиво дублировало услуги. В результате еще два месяца после создания ТСЖ горхоз благополучно получал деньги с жильцов и перечислял их «Жилсервису». А тот, в свою очередь, регулярно отсылал в горхоз акты выполненных работ. Эти средства — почти 150 тысяч рублей — нам до сих пор не вернули. Пришлось ТСЖ копить деньги для повторных расчетов.

Следующим камнем преткновения стал спор с городским департаментом по имуществу. Предмет дискуссий — подвалы нашего дома, которые нам опять же не хотели передавать в собственность. Последовало шесть месяцев переписки и многочасовых очередей у кабинетов чиновников. Насколько мне известно, практика наложения вето на подвалы существует до сих пор. Почему-то в городском департаменте уверены, что подвалы являются собственностью комитета. Хотя по закону это общая долевая собственность жильцов дома. С вопросами о подвалах правление ТСЖ «Мой дом» справилось тоже не с одного захода.

Многое, наверное, предстоит еще пережить нашей собеседнице. Самым обидным для нее были листовки. Десятки бумажек с печатным, не очень грамотным текстом наводняли подъезды, усеивая чисто вымытый пол. В одних говорилось о мифических минусах создания ТСЖ. В других пугали непрофессионализмом и аферистами. Доброхоты и сегодня не успокоились. Не потрудившись даже исправить грамматические ошибки в своих посланиях народу, «окучивают» жителей тех домов, которые намерены присоединиться к ТСЖ. А почему, кстати, тайком, из-за угла? Почему бы не выйти на честный разговор с открытым забралом?

 — Слава Богу, людей, позитивно настроенных, оказалось гораздо больше, — радуется Олексюк. — Словом, мы выстояли при поддержке жильцов. 1 марта прошлого года вздохнули спокойно: ушел «Жилсервис», нам передали подвалы, началась работа в полную силу.

Первым делом установили общедомовые счетчики. Посчитали и пришли к выводу, что целесообразнее устанавливать разом весь комплекс — на тепло, на воду — горячую и холодную, на электричество. В буквальном смысле вырезали и выбросили элеваторный узел, заменив его швейцарским оборудованием, которое автоматически регулирует давление в системе в зависимости от температуры окружающей среды и в квартирах. Это именно тот вопрос, который не удавалось решить на протяжении нескольких лет. Станция дала жильцам колоссальную экономию! Добавьте к этому эффект от теплосчетчика.

Умный прибор четко отслеживает температуру подаваемой в систему воды, которая должна быть не менее +50 градусов, и жильцы гарантированно не платят за услугу ненадлежащего качества. Потом поняли: счетчик на тепло и воду не панацея, так как остаются потери тепла из-за плохих окон, незакрытых дверей, хилых и вечно перемерзающих батарей в подъездах. Следующие накопления, которые появились у ТСЖ, были израсходованы на установку пластиковых окон во всех четырех подъездах. Далее установили двери с домофонами (оплату которых ТСЖ взяло на себя). И в этом случае тоже получили экономию тепла.

Существующее мнение о том, что при установке общедомовых узлов страдают интересы тех собственников, которые в квартирах установили счетчики на водоснабжение, Надежда категорически опровергает:

 — Ничего подобного. Расчет у них остался прежним. Просто тем, у кого не установлены счетчики, начисление производится по общедомовому узлу учета, исходя из остатка. Еще один любопытный момент — льготы и субсидии, установленные государством для различных категорий граждан. ТСЖ обязано их предоставлять.

 — Мы не вправе лишать государственных гарантий тех, кому они положены, — подтверждает Надежда Олексюк. — А вот предоставить дополнительные льготы, причем всем членам ТСЖ, можем. Например, в платежках собственников нашего товарищества отсутствует строка «Освещение мест общего пользования». Потому что после установки общедомового счетчика на электричество правление пришло к выводу: сумма в 700 рублей в месяц не так уж велика и не обременит общий бюджет ТСЖ. Следующим шагом стала замена обычных поквартирных электросчетчиков на более экономные — «день-ночь». Сегодня они стоят во всем доме, и жильцы не потратили на них ни копейки. А еще благодаря тому, что правленцы ТСЖ своевременно подали заявку на капремонт, удалось заменить всю проводку и отремонтировать первые два подъезда уже в этом году.

 — Оттенок я выбирала сама, — с гордостью говорит Надежда во время нашей с ней экскурсии по хозяйству товарищества. — Поэтому никаких зелено-коричневых. Только нежно-розовый, чтобы у наших северян всегда было приятное, теплое настроение.

Факт, что в этом доме есть настоящий хозяин, налицо даже в мелочах: в старательно вымытых ступеньках подъездов, в цветочных горшках, установленных на лестнице, в аккуратных (не покореженных и не горелых!) почтовых ящиках, выкрашенных в ярко-синий цвет. Придомовая территория здесь тоже отличается от других. Снег еще не сошел, но с солнечной стороны дома, там, где не мешают оставшиеся островки бывших сугробов, газон чист, будто причесан — ни пивных банок, ни окурков, ни других признаков близкой цивилизации. Чистота и порядок, за который, кстати, товарищество собственников жилья «Мой дом» удостоено диплома второй степени на конкурсе лучших ТСЖ ЯНАО.

 — Надежда, когда вы ощутили, что жильцы стали вашими единомышленниками?

 — При повторном заочном голосовании, когда в товарищество вступили те, кто вначале был категорически против.

 — Сегодня, получив практический опыт, вы можете определить, чем ТСЖ отличается от ЖЭУ? Может быть, с какой-то другой структурой, предоставляющей коммунальные услуги, вы могли бы сопоставить эту структуру?

 — У нас в городе не с чем сопоставлять. Такой организации просто нет. Между тем, побывав на двух всероссийских совещаниях по программе реализации ТСЖ, я с удивлением узнала, что есть города, где 90% жилого фонда обслуживаются товариществами собственников жилья. И все потому, что в этих городах администрацией организованы курсы председателей ТСЖ, в помощь им печатается специальная литература.

У нас же дошло до того, что люди, случайно узнав о реально существующем ТСЖ, звонят с просьбой помочь создать его у себя…

Отвечая на ваш первый вопрос, как практик могу ответственно заявить: только к ТСЖ собственники могут одновременно адресовать сразу все свои претензии: будь то холод в квартирах, перебои со светом, водой, грязь в подъездах. Как вынуждены поступать жильцы обычных домов? Звонят в ЖЭУ, и начинаются хождения по мукам.

 — Как решаются в ТСЖ финансовые вопросы, могут ли собственники жилья распорядиться деньгами товарищества, что-то изменить, если захотят?

 — Разумеется. Именно собственники определяют перечень самых приоритетных работ. Жильцам виднее, что нужно сделать для их комфорта и удобства. Наше дело выполнить заявки в срок и с хорошим качеством, чтобы потом не было нареканий.

 — Что дает ТСЖ наличие в домах магазинов и мастерских?

 — Прибыль от их аренды идет на счет товарищества и на организацию обслуживания дома.

 — Коммунальщики жалуются: долги не дают спокойно работать. Неплатежи буквально душат управляющие компании. Как складываются ваши отношения с неплательщиками?

 — Понимаю, что это из области фантастики, но представьте себе — 98% наших жильцов платят четко и своевременно! Просто с людьми нужно работать. Где-то надавить на совесть, где-то действовать уговорами. Не стоит копить долги и ждать момента, когда проблему можно будет решить только через суд.

 — Насколько мне известно, у всех структур, работающих на коммунальной ниве, есть еще одна огромная проблема — вандализм со стороны жителей…

 — Вандализм — это просто беда. Один из самых сложных вопросов. Причем не только со стороны жителей. Там, где собственники сами платят за чистоту и порядок, отношение пусть не сразу, но меняется. Кроме того, мы намерены установить видеокамеры и прибегнуть к услугам консьержки. Хорошо бы еще призвать к порядку сервисные компании — кабельное телевидение, Интернет. Особенно большие проблемы доставляет «Коминтел». Как правило, это несанкционированное вторжение на чердак и крышу с сопутствующим взломом замков, которые, кстати, являются собственностью ТСЖ.

Елена ГОЛОВИНА.

источник.

Версия для печати

© 2007—2017 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.