Статьи

Подача коммунальных ресурсов: ограничение, прекращение

Ресурсоснабжающие организации (РСО) нередко применяют к абонентам, недобросовестно оплачивающим поставленные ресурсы, такую силовую меру, как ограничение и прекращение подачи коммунальных ресурсов. Задолженность управляющей организации и ТСЖ, выступающих абонентами по договорам ресурсоснабжения, возникает, как правило, по двум причинам. Во-первых, среди собственников в доме есть должники по оплате коммунальных ресурсов, и управляющая компания (ТСЖ) не может изыскать средства для оплаты их долгов. Во-вторых, работой организации-абонента руководят недобросовестные управляющие, присваивающие денежные средства собственников, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов.

Так или иначе, добросовестные плательщики становятся заложниками конфликта между исполнителем коммунальных услуг и РСО. Попытаемся выяснить, кто прав и кто виноват в рассматриваемой ситуации и, главное, что делать.

Суть проблемы

По действующему законодательству в отношениях ресурсоснабжения участвуют три стороны: РСО, исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ) и непосредственные потребители коммунальных услуг (собственники помещений в многоквартирном доме). При этом договорные отношения связывают РСО и исполнителя (договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), а также исполнителя и потребителя (договор о предоставлении коммунальных услуг, договор управления многоквартирным домом). Таким образом, отношений между РСО и конечными потребителями не возникает. Исключение составляют только ситуации, когда собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственную форму управления домом или речь идет о собственниках индивидуальных жилых домов. В этих случаях собственники напрямую заключают договоры о приобретении коммунальных ресурсов с РСО (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).

Если же между поставщиком и потребителем есть посредник — исполнитель коммунальной услуги, всю ответственность за надлежащее предоставление коммунальных услуг перед потребителями несет именно он (п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг). Редкий случай — когда ТСЖ или управляющая организация сами производят коммунальные ресурсы. Обычно они заключают договор с РСО и выполняют посредническую функцию в передаче ей денежных средств от собственников. Вот и получается ситуация, при которой исполнитель формально (юридически) отвечает за то, за что технически отвечать не может.

В то же время по договору с РСО исполнитель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы. И снова противоречие! Например, как ТСЖ будет нести ответственность за собственников-должников, не имея при этом собственных средств на погашение долгов? Ответ на практике очень прост: РСО ограничивает, а впоследствии прекращает подачу коммунального ресурса в многоквартирный дом.

Подобная практика представляется неправомерной. Управляющая компания или ТСЖ отвечают лишь формально, а фактически ответственность (бремя негативных последствий) несут собственники помещений в многоквартирном доме (при этом как должники, так и добросовестные плательщики).

Что скажет суд?

Административные, а вслед за ними и судебные органы в большинстве случаев принимают сторону конечных потребителей, то есть собственников помещений в многоквартирных домах, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. Так, например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.02.2009 N А50-9925/2008*(1) указал, что прекращение подачи тепловой энергии в жилые дома в целях погашения задолженности управляющей компании за поставленные коммунальные ресурсы привело к ущемлению прав и законных интересов потребителей, а это является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (рынке передачи тепловой энергии).

Как следует из Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 N А41-К1-1609/08, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, ЖСК выступает не в своих интересах, а в интересах своих членов — граждан, конечных потребителей коммунальных услуг.

Сторону конечных потребителей принял также Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 18.12.2008 N А26-5020/2008*(2) . Так, суд отметил, что рассматриваемые отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. Потребителем в соответствии с данным документом является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг). Исходя из системного анализа положений ст. 135, 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, в связи с чем ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями (см. также вопрос 28 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007).

Тот факт, что исполнителям коммунальных услуг отводится посредническая функция, ставит под сомнение возможность прекращения подачи коммунальных ресурсов в многоквартирный дом в качестве меры ответственности за долги исполнителя перед РСО. В то же время отстаивание интересов собственников помещений в доме в рассматриваемой ситуации приводит к нарушению прав самих РСО. В отсутствие договорных отношений с конечными потребителями и при невозможности прекратить подачу коммунальных ресурсов на весь многоквартирный дом РСО вынуждены нести убытки. Хотя по смыслу гражданского законодательства они имеют полное право прекратить исполнение обязательства со своей стороны в случае нарушения условий абонентом (в рассматриваемом случае — ТСЖ или управляющей организацией). При этом РСО приходится нести административную ответственность за, казалось бы, правомерные действия.

Анализ материалов судебной практики, приведенных выше, позволяет сделать вывод, что основанием для привлечения РСО к административной ответственности становится не столько нарушение прав добросовестных плательщиков, сколько нарушение установленного законом порядка ограничения и прекращения подачи коммунальных ресурсов. В связи с этим необходимо обратиться к нормам действующего законодательства.

Порядок ограничения и прекращения подачи коммунальных ресурсов

Тепловая энергия

Прежде всего откроем Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 1, которым утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее — Порядок). Указанный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (п. 2 Порядка). Порядок направлен на защиту прав и интересов таких лиц (льготных потребителей), обеспечение им права на получение топливно-энергетических ресурсов.

Рассматриваемым документом установлена последовательность действий энергоснабжающей (газоснабжающей) организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.

В силу п. 3, 4 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая (газоснабжающая) организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При этом потребителя следует известить об этом за сутки. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организация-потребитель не погасит образовавшуюся задолженность, энергоснабжающая организация вправе прекратить подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности.

Рассматриваемый Порядок позволяет защитить права добросовестных собственников. Так, в силу п. 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, ограничение режима потребления коммунальных ресурсов в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате, запрещено. При этом необходимо учитывать, что у РСО может не быть сведений о том, какие собственники исправно вносят плату за коммунальные услуги. Кроме того, из смысла п. 6 Порядка следует, что именно организация-потребитель (то есть исполнитель коммунальных услуг), а не РСО, должна побеспокоиться о подаче коммунальных ресурсов добросовестным плательщикам. Возможными действиями ТСЖ и управляющей организации могут быть обращения с заявлением в РСО с требованием возобновить подачу коммунальных ресурсов собственникам, не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг.

Добросовестные собственники, в свою очередь, вправе требовать от исполнителя коммунальных услуг предоставления услуг в полном объеме, ссылаясь на п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.

Электрическая энергия

Необходимо отметить, что Порядок не применяется в отношении прекращения или ограничения подачи электрической энергии с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее — Правила), на что прямо указывает п. 7 названного постановления.

Раздел XIII Правил регламентирует порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Основанием для ограничения режима потребления электроэнергии является в том числе задолженность по оплате электрической энергии.

Пункт 175 Правил устанавливает порядок ограничения режима потребления электроэнергии, который включает:

  • обязательное предварительное письменное уведомление потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности, а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения пяти рабочих дней с даты получения уведомления;
  • обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;
  • полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), через три рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Порядок ограничения режима потребления граждан (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств) отдельно прописан в п. 178 Правил:

  • при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;
  • при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за три расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемого полного ограничения режима потребления с указанием дня и часа его введения;
  • если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.

При этом в п. 170 Правил обращается внимание на то, что ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей. Указанная норма, как и п. 6 Порядка, являются гарантией защиты прав добросовестных плательщиков.

Соотношение порядка прекращения
и ограничения подачи коммунальных ресурсов и порядка приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг

Раздел X Правил предоставления коммунальных услуг, устанавливающий порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг, вступает в противоречие с ранее рассмотренными нормами. Так, например, под неполной оплатой услуг понимается задолженность не за один период платежа (как в Порядке) и даже не за три периода (как в Правилах), а за шесть! По смыслу законодательства ТСЖ, отключенное от электроэнергии, должно будет еще в течение трех месяцев предоставлять ее потребителям в доме.

Расхождения касаются также и процедуры: порядок приостановления или ограничения предусмотрен п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг в таком виде:

  • исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение одного месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено;
  • при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за трое суток) письменным извещением потребителя;
  • в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

При отключении от коммунальных ресурсов многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ или управляющей компании, не могут быть не затронуты права конечных потребителей — собственников помещений в многоквартирных домах. При этом нормы, регулирующие отношения между исполнителями услуг и РСО, и нормы, устанавливающие взаимные права и обязанности исполнителей и потребителей, будут конкурировать.

Вопрос о применении Правил предоставления коммунальных услуг к отношениям между исполнителями коммунальных услуг и РСО является неоднозначным. Казалось бы, сфера применения данных правил четко прописана и ограничивается отношениями между исполнителями и потребителями услуг. Тем не менее, в силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам РФ.

Минрегион в письмах от 29.11.2007 N 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО этим правилам в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов: исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих правилам условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения — в судебном порядке*(3) .

Некоторые арбитры соглашаются с тем, что на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 N А26-5020/2008).

***

Подведем итоги. Очевидна необходимость приведения в соответствие друг с другом всех норм, регулирующих вопросы приостановления и ограничения подачи коммунальных ресурсов. Очень остро чувствуется пробел в законодательстве в части урегулирования отношений исполнителей коммунальных услуг и РСО.

Представляется, что до приведения законодательства в идеальную форму РСО при прекращении подачи коммунальных ресурсов в многоквартирные дома должны руководствоваться порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Сама возможность прекращения подачи коммунальных ресурсов в качестве меры ответственности ТСЖ и управляющих организаций, имеющих задолженность перед РСО, не исключается.

При этом необходимо соблюдать права тех собственников, которые исправно оплачивают счета за коммунальные услуги. Они могут обратиться в суд с требованием к исполнителю о присуждении исполнения обязанности по предоставлению коммунальных услуг. Управляющие организации и ТСЖ, в свою очередь, могут избежать судебного разбирательства, заблаговременно решив с РСО вопрос о бесперебойном снабжении добросовестных плательщиков коммунальными ресурсами.

Г. Ю. Шарикова

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2009 г.
http://gkh.avbn.ru/
Издательство «Аюдар Пресс», тел. (499) 257-0772, e-mail: info@audar-press.ru

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Оставлено без изменения Постановлением ФАС УО от 25.05.2009 N Ф09-3293/09-С1.
*(2) Оставлено без изменения Постановлением ФАС СЗО от 05.03.2009 N А26-5020/2008.
*(3) См. статью «Управляющая организация — исполнитель коммунальных услуг», N 3, 2008.

Версия для печати

© 2007—2019 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.