Статьи

Возможность ограничения или прекращения подачи ресурсов недобросовестным собственникам во многом может стать решением рассматриваемой проблемы: ресурс не поставляется — задолженности не возникает. Рассмотрим подробнее этот вариант.

Согласно п. 80 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты им коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, которые определены исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Порядок приостановления или ограничения предусмотрен п. 81 Правил N 307:

  1. исполнитель направляет потребителю письменное уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено;
  2. при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
  3. в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, с момента первой неоплаты коммунальных услуг до приостановления предоставления коммунальных услуг пройдет как минимум 8 месяцев. Во-вторых, в отношении услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению подобные санкции просто неприменимы.

Кроме того, ТСЖ необходимо в договоре урегулировать вопрос о приостановлении подачи ресурсов неплательщикам с ресурсоснабжающей организацией: у товарищества могут возникнуть дополнительные обязательства в связи с введением ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг. Так, например, введение ограничения режима потребления электроэнергии является платным. Это следует из абз. 6 п. 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Названная норма гласит: инициатор введения ограничения вправе потребовать компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления. Таким образом, ТСЖ и ресурсоснабжающая организация должны урегулировать вопрос о том, кто будет возмещать затраты — потребитель-гражданин или ТСЖ. По понятным причинам ресурсоснабжающая организация не может быть уверена в возможности недобросовестного потребителя коммунальных услуг возместить возникшие расходы, поэтому обязанность, скорее всего, будет возложена на товарищество. Это не лишает ТСЖ права в регрессном порядке взыскивать расходы с собственника.

В любом случае, возможность прекратить подачу ресурсов неплательщикам — это хороший вариант для товарищества. Во-первых, добросовестные собственники не страдают из-за наличия задолженности ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией. Во-вторых, исключается обращение взыскания на средства ТСЖ в счет оплаты задолженности собственников. Но, естественно, есть и недостатки, поскольку такая мера является непопулярной и может повлечь неоднозначную реакцию общественности, а также падение авторитета действующего правления товарищества. Заметим, что на введение ограничений или прекращение подачи коммунальных ресурсов ТСЖ не требуется согласие собрания собственников помещений в доме.

Действующее законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от коммунального ресурса всего дома, если созданное в нем ТСЖ (ЖСК) имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг. К такому выводу, в частности, в отношении теплоснабжения пришел Президиум ВС в вопросе 28 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года. Совсем недавно его повторили судьи ВАС в Определении от 25.04.2008 N 5200/08, запретив включать в договор между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией условия, предусматривающие прекращение подачи тепловой энергии ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ предстоит масштабная работа в сфере предоставления собственникам коммунальных услуг. Мало того, что согласно Правилам N 307 товарищество обязано предоставлять услуги надлежащего качества, оно еще должно урегулировать отношения с ресурсоснабжающими организациями, чтобы минимизировать свою ответственность за неплатежи собственников. ТСЖ неизбежно сталкивается с множеством проблем при оказании коммунальных услуг. Как мы видим, разрешение этих проблем в соответствии с действующим законодательством затруднительно. В настоящее время у товарищества остается единственный надежный (но нелегкий) способ защиты — предъявление недобросовестным жильцам исков о возмещении задолженности по оплате услуг.

Версия для печати

© 2007—2014 «Управдомус», e-mail:
При полном или частичном копировании ссылка на upravdomus.ru обязательна.

См. также:
Столешницы фанера. Столешница polystone.