Статьи

Полы в подъездах домов в Екатеринбурге не моют, чтоб жильцы не поскользнулись. УК проявляют чудеса заботы – побольше денег, поменьше работы.

На прошлой неделе «Новый Регион» опубликовал первый материал о плюсах и минусах разных форм управления многоквартирным жильем. Первая публикация была посвящена товариществам собственников жилья. В новом материале анализу подвергнутся управляющие компании Екатеринбурга, которые пока лидируют на рынке ЖКХ города. Куда уходят деньги владельцев квартир, почему УК не ремонтируют дома и не моют в подъездах, и как жильцам можно контролировать недобросовестных коммунальщиков – читайте в материале «Нового Региона».

Сегодня на екатеринбургском рынке коммунальных услуг действует множество муниципальных и частных игроков. По официальным данным управления ЖКХ администрации города, всего в мегаполисе действуют 124 управляющие компании. 82 из них находятся в частных руках, остальные 42 – в государственной или муниципальной собственности. Впрочем, последние можно не брать в расчет, поскольку обслуживают они лишь 179 домов в городе, большинство из которых студенческие и рабочие общежития. В свою очередь частные УК вот уже несколько лет подряд продолжают делить городской жилфонд. Но решающее слово всегда остается за потребителем, впрочем, не каждый из клиентов УК это знает.

Новое – хорошо забытое старое

Большинство нынешних управляющих компаний – это старые, неэффективные ЖЭКи, ЖЭУ и РЭМПы, которые после реформы Жилищного кодекса в 2006 году просто сменили форму собственности на ООО. «Вот представьте, существовал какой-нибудь муниципальный РЭМП, который после реформы был расформирован, но техника осталась еще со времен «советов», люди остались, а, значит, можно работать, – рассказала «Новому Региону» сотрудница одной из УК города Наталья Андреева. – И руководитель этого предприятия, у которого с тех же времен остались связи в «районке», покупает оборудование за «копейки», создает фирму, оформляет туда сотрудников, кто хочет продолжать работать, и начинает бизнес».

Действительно, если взглянуть на большинство управляющих компаний Екатеринбурга, то львиная доля из них – не новички в сфере ЖКХ. В этом как плюсы – в виде опыта, так и минусы – подход к работе остался прежним. На начальном этапе, после вступления в силу поправок в Жилищный кодекс жильцы особо новых форм работы и не требовали. И даже зачастую были не в курсе, каким образом они их дом оказался под управлением УК.

«Если хорошенько покопаться и порасспрашивать горожан, то большинство ответит, что не подписывали никаких договоров с УК, между тем, они есть – эти договоры, – говорят участники рынка. – Там просто подписи подделывались, или их собирали под каким-нибудь другим видом».

Дележ объектов продолжается и по настоящее время.

Коммунальные обманщики

Впрочем, большинство из «старых» управляющих компаний не отдают без боя «свои» дома. Даже притом, что количество жилфонда под их управлением явно превышает возможности. Так, по данным мэрии Екатеринбурга, в городе действуют 10 компаний-«миллионников», т.е. те, которые обслуживают более миллиона квадратных метров жилья.

Неудивительно, что некоторые из УК не справляются с таким количеством обслуживаемого жилья, что нередко вызывает недовольство горожан. Как сообщили в свердловском Роспотребнадзоре, только в прошлом году с жалобами на УК обратились порядка 8,5 тысяч граждан.

По статистике Роспотребнадзора, чаще всего свердловчане жалуются на плохое содержание и ремонт мест общего пользования (22,3%), «непрозрачность» цен и тарифов (18,2%) и на качество коммунальных услуг в целом (15,8 %).

Зачастую УК не под силу выполнение элементарных требований к содержанию дома, прописанных в Жилищном кодексе РФ. Напомним, правительство давно регламентировало рамки работ УК.

Так, согласно постановлению № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», организации, управляющие жилым фондом, обязаны: один раз в сутки вывозить мусор; проводить сухую уборку в подъезде раз в пять дней, а влажную – раз в месяц; раз в 3-5 лет проводить косметический ремонт подъезда. Также вышеуказанное постановление гласит, что аварийная служба должна приехать на вызов немедленно, а сантехник прийти в течение суток.

Но самая «темная» строка в квитанциях – «содержание жилья», с помощью которой управляющие компании нередко покрывают свои финансовые потребности. Дело в том, что действующее постановление «Об установлении ставок платы за жилое помещение» не содержит искомого перечня работ и услуг, входящего в строку «содержание жилья». В приложении к документу есть единственное уточнение, что в структуру этих расходов не включаются расходы на оплату отопления, ХВС и ГВС, электроэнергии и газа, потребленных для обеспечения работы общего имущества дома. Поэтому в нее буквально можно включить все что угодно. И судя по жалобам жильцов, нередко так и происходит – средства собираются, но никаких обновлений граждане не видят.

Дайте жалобную книгу

Специально для этого материала «Новый Регион» собрал жалобы жильцов из разных районов города на работу управляющих компаний.

«Нашему дому 50 лет и он находится в ужасном состоянии – стены осыпаются, от почтовых ящиков остались одни «глазницы» ржавого зашарпанного вида, лестничные марши выглядят «как обглоданные», из подвала парит и идет запах канализации, – рассказывает жительница дома на улице 40-летия Комсомола, 7 Наталья Петрова. – Уборка в подъезде производится, в лучшем случае, раз в две недели, и так, что ее следов не видно. Трубы за 50 не менялись, из подвала постоянно идут испарения, что сказывается на штукатурке стен и стойком запахе в подъезде. Вход в подъезд – как вход пещеру – темнота».

«Три года назад у нас отбили стены под ремонт. Но потом сказали, что ошиблись подъездом и когда будут деньги, сделают, – сообщила жительница дома по Машинной, 58, Ирина Иващенко. – Как убирают подъезд – это отдельная история. Исключительно после звонков по телефону. В последний раз даже сообщили, что по новой инструкции зимой подъезды вообще не моют, чтобы жильцы не поскользнулись и не упали».

«В наш подъезд вхожу каждый день с ужасом, заткнув нос платком, – рассказывает жительница дома по Братской, 9, Ирина Мальцева. – Визуально он напоминает подъезд послевоенного периода. Ощущение что после сдачи дома в начале 20 века, ни о каком ремонте речи даже не шло, хотя взносы на ремонт мы постоянно оплачиваем по квитанции».

«Заявки в ЖЭУ не помогают, – утверждает жительница дома на Черепанова, 36 Анна Подергина. – На лестнице страшно грязно и замусорено, всегда темно – на 16 этажей 2 лампочки. Окна выбиты или грязные. Ночуют бомжи. На площадках и в секциях лампочки меняются исключительно силами жильцов, так же как и моются полы. При этом на капремонт и содержание жилья деньги собираются исправно и регулярно, но не делается даже косметический ремонт и уборка».

«За сезонные запахи из нашего подвала, подъезд может смело претендовать на звание «Лучший Туалет города», – заявляет жительница дома по Мичурина, 76 Светлана Новицкая. – Жильцы нашего подъезда неоднократно звонили, писали жалобы в УЖКХ Октябрьского района на тему несоблюдения норм тех эксплуатации жилищного фонда. В мае 2008 года я позвонила им, оказалось, наш дом поставили на капремонт на конец лета 2008, прошло 2 года. Оказалось, как ответили сотрудники, нам и так сделали ремонт крыш, а тех денег, которые отчисляются за содержание и капремонт недостаточно на то, чтобы заменить стояк, т.к. замена обойдется в 1200000 руб., а такой суммы, со слов сотрудницы УК, нашему дому никогда не собрать».

Как бороться?

Ведущий юрист в сфере ЖКХ компании «Интеллект-С» Иван Елисеев отмечает, что для борьбы с недобросовестными УК у жильцов есть два инструмента. Первый – полный контроль деятельности компании, ее расходов на дом, в общем, активная позиция граждан. Второй способ – действия через жалобы с предоставлением соответствующим документов. Однако весь вопрос в том, куда именно жаловаться, оговаривается эксперт.

«Если какая-нибудь бабушка будет жаловаться на УК в прокуратуру, то заниматься этим просто никто не будет. Обычно на такие «сигналы» там не реагируют», – говорит собеседник «Нового Региона». А вот антимопонопольная служба вполне может заинтересоваться УК, которая занимает доминирующее положение в районе. Также может подключиться с проверками Роспотребнадзор, если, например, вода в доме не соответствует необходимым нормативам. «В данном случае это будет расцениваться как нарушение прав потребителей – тут закон дает преимущество населению», – поясняет г-н Елисеев. Также коммунальными услугами ненадлежащего качества может заинтересоваться Жилищная инспекция.

И все-таки, говорит Елисеев, определяющим критерием успеха в первую очередь является активность собственников многоквартирных домов. По его словам, если жильцы регулярно будут интересоваться состоянием своего дома, а также деятельностью УК по его поддержанию в надлежащем виде, писать грамотные жалобы куда нужно, прикладывать необходимые документы и т.д, недобросовестная управляющая компания сама покинет такой дом. «Потому что выгода от управления таким домом будет уже другой», – отмечает эксперт.

Источник.

Версия для печати

© 2007—2019 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.