Вопросы о ремонтах

Бесплатного капремонта больше не будет.

12 апреля 2011 года вышло постановление правительства Москвы № 126—ПП «О порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в 2011 году». Теперь москвичам — никаких привилегий.

Так же, как и по всей России, государство будет оказывать помощь лишь тем домам, в которых собственники внесут в капремонт свою денежную лепту — от пяти процентов стоимости работ и выше. Разберемся, какие требования установлены сегодня для управляющих организаций, что и как надо делать собственникам для того, чтобы их дом не оказался у «разбитого корыта».

На что положены субсидии

В приложении 1 к постановлению № 126-ПП подробно изложен порядок предоставления субсидий на капремонт. На бюджетную помощь в размере не более 95 процентов от общего объема расходов смогут рассчитывать ТСЖ, ЖСК и ЖК, другие специализированные потребительские кооперативы, а также управляющие организации. Надо понимать, что денег не будет «сколько хочешь». Их выделят Департаменту капитального ремонта жилищного фонда города Москвы в пределах объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2011 год.

Субсидироваться будет не только ремонт общего имущества, но и разработка проектной документации, проведение ее государственной экспертизы, технический и авторский надзор.

Виды работ по капитальному ремонту также определены:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости — ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыш;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу;
  • утепление и ремонт фасадов;
  • установка автоматизированных узлов управления потреблением тепловой энергией.

Помощь выделят домам, не признанным аварийными и не подлежащими сносу или реконструкции, а также построенным и принятым в эксплуатацию до введения в действие Закона РФ 4.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Шесть главных условий

Получить деньги из бюджета непросто. Во-первых, должны истечь сроки минимальной продолжительности нормативной эксплуатации конструктивных элементов или внутридомовых инженерных систем. Либо необходимо заключение специализированной организации о необходимости проведения капремонта. Либо орган регионального государственного контроля должен вынести предписание об устранении нарушений требований законодательства о содержании и ремонте домов.

Во-вторых, собственники на общем собрании должны принять решение о проведении капитального ремонта с указанием видов и объемов работ. А также, это уже в-третьих, взять на себя обязательства по финансированию за счет собственных или заемных средств — не менее пяти процентов стоимости, приходящейся на долю площади собственников помещений за исключением городских площадей.

В-четвертых, собственникам на собрании надо утвердить предварительную смету расходов.

Деньги достанутся только дисциплинированным домам: уровень собираемости платежей собственников за последние шесть месяцев должен составлять не менее 90 процентов. Это в-пятых.

И в-шестых, организация (ТСЖ, ЖК или УК) не должна иметь просроченной задолженности по налогам.

Куда нести заявку

Сроки поджимают. Если хотите получить деньги в 2011 году, то нужно успеть подать заявку до 18 мая в отдел приема корреспонденции Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы по адресу: ул. Маросейка, д.11/4 стр.3 (3-й этаж, кабинет 309).

Заявки принимаются ежедневно, с понедельника по пятницу с 9.00 до 12.00. Телефон для справок о порядке приема заявок: (495) 633-6974, для консультаций: (495) 633-6977.

Заявка заполняется на бланке организации.

В приложении 2 к Порядку предоставления субсидий перечислены документы, которые нужно приложить к заявке. Вот их перечень.

1. Заверенные заявителем копии документов, подтверждающих выбор и реализацию способа управления домом. Это должен быть протокол общего собрания о выборе способа управления, свидетельство о регистрации юридического лица, устав, протокол об избрании председателя правления, доверенность руководителя УК.

2. Заверенная заявителем копия протокола общего собрания или заверенная председателем собрания выписка из него, которая должна содержать решение:

  • о проведении капитального ремонта, в том числе об утверждении видов, объемов и сроков проведения работ, принятое не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме;
  • об утверждении предварительной сметы расходов на капитальный ремонт, в том числе по видам работ;
  • о долевом финансировании капремонта за счет средств собственников помещений в размере не менее пяти процентов стоимости, приходящейся на долю площади собственников помещений за исключением площадей, находящихся в государственной собственности Москвы;
  • об участии в адресной программе.

3. Заключение (по результатам обследования) о техническом состоянии конструкций, элементов, систем инженерного оборудования или предписание органа регионального государственного контроля об устранении нарушений требований законодательства о содержании и ремонте многоквартирных домов.

4. Расчет суммы запрашиваемых субсидий.

5. Сведения о собираемости платежей собственников не менее чем за шесть месяцев до даты подачи заявки, размер задолженности.

6. Справка из территориальной инспекции Управления Федеральной налоговой службы, в которой заявитель состоит на учете, об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.

7. Опись документов в двух экземплярах.

Департамент капремонта вправе запросить у организации, подавшей заявку, дополнительные сведения и по дому, и по проектной документации, а также направить представителя для проверки представленных данных. В десятидневный срок с момента регистрации заявки департамент должен уведомить заявителя о принятии заявки к рассмотрению или о мотивированном отказе в ее рассмотрении.

Основание для отказа — несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям. В этом случае заявитель в двухнедельный срок вправе повторно подать доработанную заявку, но не позднее 18 мая 2011 года.

Рассматривает заявки и отбирает претендентов на получение субсидий специально созданная департаментом комиссия. По результатам отбора до 1 июня 2011 г. департамент капремонта сформирует и утвердит Адресную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Москвы с учетом бюджетных средств, предусмотренных на эти цели. В ней будут содержаться перечень домов, информация о размерах субсидий и об объемах софинансирования собственниками затрат на капремонт.

По ранжиру

Заявки будут оцениваться комиссией по критериям ранжирования, определенным в приложении 3 к Порядку предоставления субсидий. Субсидии выделят организациям, заявки которых получат наивысшие оценки. Так, финансовым критериям присвоен коэффициент весомости 0,25: чем больше собственники внесут своих средств, тем выше будет оценка:
5% — 2
от 6% до 9% — 6
от 10% до 13% -7
от 14% до 17% — 8
от 18% до 21% — 9
от 22% и выше — 10

Финансовая дисциплина имеет коэффициент весомости 0,05. Уровень сбора платы за жилищно-коммунальные услуги оценивается:
от 90% до 95% — 1
более 95% — 2

Технические критерии «весят» 0,15 и зависят от года ввода дома в эксплуатацию: чем старее дом, тем выше оценка.

До 1965 — 10
С 1965 по 1969 — 8
С 1970 по 1974 — 6
С 1975 по 1979 — 4
С 1980 по 1984 — 2
С 1985 по 1991 — 1

Весомость определяется также по числу инженерных систем, предлагаемых к замене, и конструктивных элементов, предлагаемых к ремонту — 0,1. Скажем, за 10 инженерных систем, нуждающихся в капремонте, дом получит 10 баллов, за одну систему — всего 1 балл.

Наличие экспертного заключения о необходимости проведения капремонта или предписание об устранении нарушений требований законодательства о содержании и ремонте дома добавит в копилку 2 балла. Нет таковых — 0 баллов. Коэффициент весомости этого пункта 0,15.

Энергосберегающим мероприятиям присвоен коэффициент 0,2, а оценки зависят от их числа.

Утепление фасада, замена всех окон в доме на энергоэффективные (окна в квартирах меняются за счет средств собственников), замена системы отопления с устройством автоматического регулирования и пониженной теплоотдачей отопительных приборов — 10.

То же самое, но без замены окон — 7.

Замена системы отопления с устройством системы автоматического регулирования и пониженной теплоотдачей отопительных приборов — 4.

Другие энергосберегающие мероприятия — 1.

Минимум, который может набрать дом по всем этим критериям — 6 баллов, максимум — 44.

Про раздутые сметы

Как известно, смета в руках искусного составителя имеет свойство раздуваться, как шар (а при желании — сдуваться до приемлемых размеров).

В постановлении № 126-ПП прописан метод борьбы с аппетитами подрядчиков. Установлены нормативы предельных затрат по каждому виду работ при капремонте. Если исполнители запросят денег больше, то им их просто не дадут.

К примеру, за установку кв. метра навесного фасада по нормативам полагается 3150 руб., а утепление кв. метра наружной штукатуркой должно стоить не больше 2110 руб. За ремонт «квадрата» плоской кровли с мягким наплавляемым гидроизоляционным покрытием по нормативу должны затратить 1287 руб., скатной кровли с металлическим покрытием — 1420.

Нормативная стоимость замены лифта грузоподъемностью 630 кг для 16-этажного дома — 2,356 млн руб., ремонт кв. метра козырька над входами в подъезды — 2786 руб.

Субсидии дому не перечислят при превышении объемов или стоимости работ, изменении видов работ, определенных проектом. Выплаты приостановят, если организация не представит отчетность и документацию или не выполнит принятые обязательства по финансированию ремонта за счет собственных или заемных средств.

Соглашение о выделении субсидий департамент капитального ремонта расторгнет в одностороннем порядке, если организацию уличат в нецелевом использовании бюджетных средств, в ненадлежащем исполнении обязательств по соглашению. А неиспользованные субсидии распределят между следующими в очереди организациями.

Алгоритм действий

После того как «кандидатура» дома будет одобрена комиссией, департамент капитального ремонта направит организации уведомление о предоставлении субсидии и проект соглашения. В течение десяти дней подписанное соглашение надо отдать в департамент, а в течение 30 дней после заключения соглашения — направить уведомление об открытии отдельного банковского счета для перечисления субсидий с указанием реквизитов, а также выписку из счета о наличии на нем денежных средств собственников. Причем эти средства должны быть на счету максимум через пять дней после подписания соглашения.

Потребуются заверенные копии договоров на выполнение работ, финансируемых с использованием субсидий и на проведение технического надзора за выполнением капитального ремонта, а также заверенная копия проектной документации.

В течение десяти рабочих дней после предоставления всех необходимых документов департамент дает добро на начало работ и перечисляет субсидии. В течение семи рабочих дней организация должна отправить в департамент акт открытия работ. А в течение пяти рабочих дней после приемки работ за деньги нужно будет отчитаться.

Субсидии перечисляются двумя траншами: 70 процентов сразу, остальное — после предъявления акта приемки работ, утвержденного общим собранием. А провести такое собрание собственникам нужно будет в течение пяти рабочих дней со дня приемки комиссией законченных ремонтом объектов.

Кто раньше встал, того и тапки

Понятно, что сроки представления документов (а их очень много) весьма сжатые. Не будет хотя бы одной бумаги — и дом «пролетит» с субсидией. Кроме того, собственникам надо будет провести общее собрание дважды. Вначале проголосовать за капремонт (причем, планка кворума для таких собраний заметно выше — две трети голосов, чем для обычных — 51 процент от общего числа голосов. А после окончания ремонта надо утвердить на собрании акт приемки выполненных работ. В разгар дачного сезона и отпусков сделать это весьма непросто.

Вопрос еще и в том, будет ли кто-нибудь проверять представленные в департамент протоколы общих собраний на фальшивость?

Член правления ТСЖ «Арбатец» Людмила Кайсароваподелилась тревогой:

– Постановление вышло 12 апреля, а 22 апреля мы узнали о том, что уже порядка 300 домов подали заявки. Интересно, как? Ведь нужно решение общего собрания, а это значит — за десять дней до начала голосования следует оповестить жителей, затем десять дней голосовать и еще десять — писать протокол. Похоже, после волны «липовых» ТСЖ грядет волна «липовых» собраний по капремонту. Нельзя этого допустить!

Капремонты нужны, как воздух. Надо, чтобы люди знали о постановлении № 126-ПП, и сами захотели внести часть средств. Иначе что будет, если управляющие компании «неожиданно» введут в жировки дополнительные суммы, а при отказе оплачивать начнут взимать по суду?

В нашем товариществе решение о софинансировании капремонта собственники приняли самостоятельно, не дожидаясь выхода команды сверху или постановления. Но нам недавно сказали: хотите получить бюджетные деньги, собирайте с людей не пять процентов, а десять. Мол, претендентов уже много.

Сайт Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы: http://moskr.ru

Версия для печати

© 2007—2017 «Управдомус», e-mail:info@upravdomus.ru
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.