Вопросы оплаты ЖКУ и взносов

Договор теплоснабжения: объемы потребления

В прошлом номере мы рассмотрели условие об объеме потребления коммунальных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета применительно к договору на отпуск питьевой воды и прием стоков в отношении жилого фонда, находящегося в управлении ТСЖ или управляющей компании. Вывод — ресурсоснабжающая организация (РСО) должна применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные для населения. На очереди — договор поставки тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения жилфонда.

Как и к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, к договору теплоснабжения применяются правила § 6 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также законы и иные правовые акты об энергоснабжении и обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Договор теплоснабжения тоже является публичным.

Но если правоотношения с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства регулируются специальными Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, то в сфере теплоснабжения подобного комплексного документа нет: действует несколько подзаконных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Это означает, что стороны вправе установить в договоре способ определения количества потребленной энергии для целей расчета оплаты. Естественно, что он не должен противоречить правовым актам, которые являются обязательными для данного публичного договора (п. 1 ст. 422, п. 4 ст. 426 ГК РФ). При этом вопрос о применении сторонами при исполнении договора конкретных законов и иных нормативных актов (в частности, по определению количества потребленной энергии) не может быть урегулирован сторонами в договоре, так как закон либо иной нормативный акт, обязательный для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, подлежит применению независимо от того, имеется ли между сторонами соглашение о его применении.

Действующее законодательство предусматривает энергоснабжение жилых домов с определением количества энергии приборами учета, допуская расчетный способ определения энергопотребления как временный (Постановление ФАС СКО от 22.07.2009 N А01-1764/2008-5).

Расчетные методики

Традиционно теплоснабжающие организации указывают в договоре с абонентом, не имеющим теплосчетчика, на использование одной из расчетных методик определения количества потребленной тепловой энергии (и теплоносителя). Затем в рамках спора о взыскании задолженности по договору теплоснабжения применяются именно эти правила (постановления ФАС ВВО от 09.07.2009 N А43-22403/2008-28-470, N А43-10619/2008-5-313, ФАС СЗО от 16.03.2009 N А05-7549/2008, ФАС СКО от 10.06.2009 N А53-11244/2008-С2-18). Предполагается, что стороны свободны в установлении условий договора. И абонент, не согласный с какими-либо пунктами контракта, вправе использовать процедуру преддоговорных споров. Возражения ТСЖ и управляющей организации по условиям действующего договора в рамках судебного разбирательства по взысканию задолженности не будут приняты судом.

Если же абонент передает на рассмотрение арбитров протокол разногласий по договору теплоснабжения либо обсуждается вопрос взыскания задолженности в отсутствие согласованных условий об объеме теплоэнергии (например, договор вовсе не был подписан), суду приходится определять правила, подлежащие применению к правоотношениям РСО и абонента. Нужно заметить, что до недавнего времени некоторые арбитры принимали сторону РСО, которые настаивали на использовании расчетных методик, и отказывали в поддержке исполнителям коммунальных услуг, просившим руководствоваться нормативами потребления, установленными для населения. Логика рассуждений проста — на правоотношения по договору ресурсоснабжения не распространяются положения Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг (постановления ФАС УО от 05.02.2009 N Ф09-246/09-С5, от 15.12.2008 N Ф09-9497/08-С5, от 15.04.2008 N Ф09-2369/08-С5 *(1) ).

Традиционно применяются Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, которые предусматривают определение количества энергии только на основании данных узла учета. Добавим, что согласно п. 9.9 этого документа при выходе узла учета из строя количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Инструктивным письмом от 20.12.1995 N 42-4-2/18 Минтопэнерго сообщило о введении Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и указало: до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Еще один документ, который регламентирует порядок расчета объема поданной энергии, — это Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 (далее — Методика N 105). Данная методика представляет собой практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, утвержденным Приказом Госстроя РФ от 11.10.1999 N 73. Расчетному методу посвящен разд. 6 Методики N 105.

Кроме того, можно назвать Методику определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения (МДК 4-05.2004), утвержденную Госстроем РФ 12.08.2003. Некоторые организации включают в договоры теплоснабжения ссылку именно на этот документ. Однако в п. 1.2 самого документа указано, что он не применяется для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей), поэтому его использование следует поставить под сомнение (Постановление ФАС ВВО от 13.02.2009 N А11-2150/2008-К1-3/81).

Нормативы потребления коммунальных услуг

В то же время среди арбитров были и приверженцы подхода, пропагандируемого Минрегионом: условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг. Если говорить применительно к рассматриваемому вопросу, объем тепловой энергии, поданной в дом, в отсутствие общедомового прибора учета должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом местного самоуправления.

В качестве обоснования применения к отношениям теплоснабжения положений жилищного законодательства в целом и Правил предоставления коммунальных услуг в частности арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 16.01.2009 N А33-14655/07-Ф02-6927/08*(2) привели п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», согласно которому до приведения в соответствие Жилищному кодексу законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ. Следовательно, ЖК РФ имеет приоритет над нормами § 6 гл. 30 ГК РФ.

Другие арбитры смотрят на проблематику глубже и приводят такие рассуждения (постановления ФАС ПО от 23.12.2008 N А55-5372/2008, от 17.01.2008 N А55-6123/2007, ФАС ЗСО от 29.08.2008 N Ф04-5196/2008(10458-А45-12)). Управляющая компания, не являющаяся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло- и водоснабжения жилого дома действует в интересах граждан — жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, не могут быть установлены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению количества потребленной энергии в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и поставщиком энергии и, как следствие, к неосновательному обогащению либо к убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии, за исключением оплаты, получаемой от жильцов.

В свою очередь, в Постановлении от 25.08.2008 N А72-4379/07 ФАС ПО отметил, что условия договора об определении объема тепловой энергии должны сохранять баланс интересов абонента и теплоснабжающей организации. Поэтому при рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения, следует руководствоваться как нормами ЖК РФ, так и положениями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, Методикой N 105, а также Письмом Минрегиона РФ от 02.04.2007 N 5709-РМ/07*(3) . При этом суд обоснованно отметил, что использование нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, при расчете объема тепловой энергии по договору теплоснабжения делает невозможным применение корректировки размера платы за горячее водоснабжение и отопление, так как не позволяет рассчитать и применить такую величину, как фактический объем потребленных тепловой энергии и горячей воды. Согласитесь, это вполне справедливое замечание, однако оно никак не повлияло на применение нормативов в отношении водопотребления (см. N 8, 2009, стр. 28). Добавим, что в споре, по которому высказался ФАС ПО, стороны заключили мировое соглашение, предусматривающее использование как раз таки нормативов потребления коммунальных услуг и количества зарегистрированных в доме граждан. Однако при отсутствии у РСО сведений о нормативах и числе граждан она вправе производить расчет балансовым методом. Суд утвердил мировое соглашение на таких условиях (Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 N А72-4379/07-18/205).

Позиция Президиума ВАС

Как и в ситуации с договором на отпуск питьевой воды и прием стоков, условия договора теплоснабжения в части определения количества тепловой энергии при отсутствии общедомовых приборов учета попали на рассмотрение в надзорную инстанцию. Теплоснабжающая компания обратилась в суд с требованием о взыскании с управляющей организации стоимости тепловой энергии в горячей воде, отпущенной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении организации. Между РСО и абонентом не был заключен договор, следовательно, отсутствовало соглашение о порядке определения количества потребленной энергии (общедомовые приборы учета не установлены). РСО рассчитала объем тепловой энергии на основании методики, представленной в разд. 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Управляющая организация оспаривала этот подход и настаивала на использовании нормативов потребления (и, кроме того, тарифов, установленных для населения*(4) ), поскольку выступала в имущественном обороте в интересах жильцов. Данные доводы не нашли поддержки у судов трех инстанций, которые посчитали, что спорные правоотношения не регулируются Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг (см. Постановление ФАС ВВО от 01.12.2008 N А31-333/2008-8). Однако Президиум ВАС в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 вынес иной вердикт. Необходимость применения для урегулирования договора ресурсоснабжения Правил предоставления коммунальных услуг обусловлена особым статусом абонента — он приобретает коммунальные ресурсы не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, нужно руководствоваться п. 8 указанных правил. Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете платы за коммунальные услуги.

Особо отметим, что формирование правовой позиции Высшим арбитражным судом является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. На это указано в п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17. Кроме того, этим же документом судам апелляционной и кассационной инстанций предписано учитывать правовую позицию ВАС при наличии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Уже в настоящее время арбитры руководствуются новым Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 и применяют его к отношениям не только теплоснабжения (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2009 N А60-12753/2009-С2), но и газоснабжения (Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2009 N А03-3291/2009). При рассмотрении аналогичного дела ФАС ВВО дождался принятия постановления Президиума ВАС и на его основании передал дело на пересмотр в суд первой инстанции (Постановление ФАС ВВО от 08.07.2009 N А31-418/2008-22) *(5) .

Как реализовать на практике?

Итак, в отсутствие общедомового прибора учета объем поданной тепловой энергии определяется по нормативам потребления для населения. При этом нужно учитывать, что согласно п. 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели:

  • в отношении горячего водоснабжения — куб. м на одного человека;
  • в отношении отопления — Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений*(6) .

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тепловая энергия — это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления). Традиционно тепловая энергия, поставляемая по договору теплоснабжения, измеряется в Гкал*(7) , тогда как норматив горячего водоснабжения — в куб. м. В Письме от 23.05.2008 N 12529-АД/07 Минрегион подчеркнул, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на одного человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении законодательством не предусмотрено*(8) . Количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб. м воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение (п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520). Это означает, что стороны договора должны перевести куб. мв Гкал, воспользовавшись данными о количестве тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м холодной воды, которое установлено органом местного самоуправления и РСО и учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение (см. Постановление ФАС ПО от 10.03.2009 N А72-464/2008, ФАС МО от 23.10.2008 N КГ-А40/9724-08 *(9) ).

Между тем, имея в виду необходимость применения теплоснабжающей организацией в расчетах с исполнителями коммунальных услуг не только нормативов потребления, утвержденных для населения (куб. м/1 чел.), но и тарифов, предусмотренных для населения (руб. /куб. м), следует устанавливать в договорах поставки тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения единицу измерения 1 куб. м (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 N 17АП-4529/2009-ГК).

Помимо этого, нужны также сведения о площади жилых помещений, находящихся в управлении у абонента, и количестве граждан, проживающих в них. Как правило, эти показатели включаются в договор по состоянию на момент его подписания. Следует помнить, что они не являются фиксированными: число граждан подтверждается данными регистрационного учета (Постановление ФАС СЗО от 26.12.2008 N А66-4607/2007*(10) ), площадь жилых помещений фиксируется в договорах управления. В контракте на поставку тепловой энергии необходимо предусмотреть порядок передачи указанных сведений абонентом РСО при их изменении.

Если в квартирах стоят счетчики на горячую воду

Вопрос применения в расчетах с РСО показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомовых также можно считать решенным. Абонентом по договору теплоснабжения является исполнитель коммунальных услуг, а не граждане, граница балансовой принадлежности сетей находится на вводе в жилые дома, при расчете полезного отпуска тепловой энергии по показаниям квартирных счетчиков не учитываются потери во внутридомовых сетях. Следовательно, использовать бытовые приборы учета потребителей в расчетах между РСО и исполнителем коммунальных услуг неправомерно. Такие выводы в отношении именно тепловой энергии изложены в определениях ВАС РФ от 14.07.2009 N ВАС-8060/09, от 15.08.2009 N 10940/08 *(11) .

Кроме того, следует учитывать еще одно обстоятельство: у РСО отсутствует возможность контролировать показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, в силу предусмотренной договором границы раздела ответственности между РСО и абонентом (см. Постановление ФАС ПО от 06.02.2008 N А55-6127/2007).

Однако их показания учитываются при расчете управляющей организацией или ТСЖ платы собственников помещений за коммунальные услуги на основании п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг.

С. Л. Тюрин

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2009 г.
http://gkh.avbn.ru/
Издательство «Аюдар Пресс», тел. (499) 257-0772, e-mail: info@audar-press.ru

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Отказано в передаче на пересмотр Определением ВАС РФ от 21.07.2008 N 9188/08.
*(2) Коллегия ВАС не усмотрела оснований для пересмотра дела (Определение ВАС РФ от 28.05.2009 N ВАС-2807/09).
*(3) Этот документ был рассмотрен в статье «Договор водоснабжения и водоотведения: объемы потребления» (N 8, 2009, стр. 29). В нем чиновники сообщают о необходимости определения количества поданного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии общедомового прибора учета. Также нужно помнить, что в данном случае в расчетах абонента и РСО не учитываются показания индивидуальных приборов учета граждан.
*(4) О тарифах, подлежащих применению в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем коммунальных услуг, мы поговорим в следующих номерах журнала.
*(5) См. также постановления ФАС ВВО от 29.06.2009 N А11-3204/2008-К1-6/136, ФАС ЗСО от 11.08.2009 N Ф04-4614/2009(12046-А03-12), Определение ВАС РФ от 10.07.2009 N ВАС-5694/09.
*(6) Добавим, что аналогичным образом общедомовые приборы учета ведут учет расхода тепловой энергии в Гкал, а горячее водоснабжение учитывается водомерами, измеряющими объем воды в куб. м.
*(7) Если установлен тариф лишь на тепловую энергию, а на горячее водоснабжение нет.
*(8) Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, в Постановлении от 24.03.2009 N А32-17172/2008-13/209 ФАС СКО признал недействительным муниципальный правовой акт об установлении норматива на горячее водоснабжение в Гкал. на 1 чел.
*(9) В передаче в надзорную инстанцию отказано Определением ВАС РФ от 10.04.2009 N 840/09.
*(10) Оставлено без пересмотра Определением ВАС РФ от 13.04.2009 N 3432/09.
*(11) См. также Постановление ФАС ВВО от 13.02.2009 N А11-2150/2008-К1-3/81.

Версия для печати

© 2007—2017 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.