Статьи

Вот и пролетело жаркое, но до обидного короткое сибирское лето, и своим чередом «зима катит в глаза». У городских властей нет сейчас большей заботы, как организация своевременного и качественного вступления в грядущий отопительный сезон. На Первомайской, 20 прошли два совещания-семинара по подготовке жилищного фонда Тюмени к эксплуатации.

Не буду утомлять читателей новациями и временными рамками заполнения систем теплоснабжения, об этом уже неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Напомню лишь то, что коммуникации будут запитаны еще до официального открытия отопительного сезона, останется повернуть задвижки — и долгожданное тепло устремится к понемногу остывающим батареям.

Ничуть не сомневаясь в хорошей перспективе новизны подготовительного периода, хочу обратить внимание на обвинения в непрофессионализме, прозвучавшие на совещании, особенно в адрес товариществ собственников жилья (ТСЖ). И задвижки-то они не знают, в какую сторону крутить, и сантехниками-то к ним устраиваются стоматологи. Во как! Все жалуемся на низкую зарплату в жилищно-коммунальном хозяйстве, а, оказывается, туда, оставив бормашину, устремились даже стоматологи, всегда считавшиеся одними из самых высокооплачиваемых среди врачебных профессий.

Не собираюсь защищать от подобных обвинений. Они во многом справедливы, и жильцы ТСЖ порой подтверждают это. Вот только не мешало бы кой-кому из обвинителей оглянуться назад, годика на два: не были ли они среди тех, кто в пору новейшей «коллективизации» рьяно агитировал за скорейшее создание ТСЖ, несмотря на довольно активное неприятие их населением? Приводившим на этот счет доводы, что управлять ими станут кухарки (в смысле профессионализма), — о стоматологах речь еще не шла. Что ж, дело прошлое — назад пути нет, да нашему народу не привыкать к революциям, на этот раз жилищно-коммунальной. Надо учиться жить в новых условиях…

Не могла не прозвучать на совещании больная тема — многомиллионная задолженность тюменцев за потребленные услуги. Прошлогодний долг составляет более 30 миллионов рублей. Настораживают предполагаемые методы борьбы с должниками, не соответствующие действующему законодательству. Так, директор Тюменских тепловых сетей Павел Воропай дал понять, что у должников могут возникнуть проблемы со своевременным подключением их домов к подаче тепла. Действие по принципу: если ты нарушаешь закон, не оплачивая в срок предоставленные услуги, то и мы будем нарушать, задерживая подключение твоего дома к теплоснабжению, — в корне противоречит жилищному законодательству, запрещающему приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства.

И еще, из пункта 6 статьи 135 Жилищного кодекса: «…Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества». При таких методах воспитания в первую очередь могут пострадать более всего нуждающиеся в тепле — пенсионеры, хотя при каждом удобном случае они всегда ставятся в пример как самая законопослушная часть населения.

Кроме того, даже за неуплату не допускается приостановление предоставления отопления, холодного водоснабжения и водоотведения. Но если пораскинуть мозгами, можно попытаться без ущерба для себя выйти за рамки правового поля — остается актуальной очень русская пословица: закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло. В одном из северных городов прошлой осенью коммунальщики, не включая отопление, лукаво объясняли: «Мы закон не нарушаем и не приостанавливаем подачу тепла. Мы должникам его просто не включаем».

До чего умные! Считают, что оставили, извините, в дураках и Государственную Думу, и президента, и премьер-министра, которые, принимая и подписывая Жилищный кодекс и постановление правительства от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», будто бы недоглядели или же специально оставили коммунальщикам лазейку во взаимоотношениях с потребителями для решения своих задач более легким путем. Не ошибусь, если скажу, что большинство населения считает абсурдным норму жилищного законодательства оплачивать вывоз твердых бытовых отходов (в обиходе — мусор) не с человека, как ранее, а исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. В отличие от прежних правил, теперь пусть в квартире никто и не проживает, перерасчета за вывоз мусора не производят.

Власти логично ссылаются на норму закона и отсылают недовольных таким положением к законодателям: требуйте от них изменения в кодексе! То же самое должно применяться и в отношении ресурсоснабжающих организаций. Полагаете, что надо бы упростить процесс приостановления подачи тепла в многоквартирные дома, где наряду с добросовестными потребителями проживают и должники? Идите с челобитной к депутатам! Пусть они войдут в ваше положение и устранят препоны на пути отключения тепла…

В газете «Тюменский курьер» опубликована «Памятка председателя ТСЖ». Она должна помочь «оперативно решать вопросы подготовки объектов к работе в осенне-зимний период». В ней меня заинтересовал один пункт, который опять же не соответствует жилищному законодательству: «Предупреждаем Вас, что решение о продлении сроков начала отопительного сезона принимается на общем собрании жильцов. Если Вы не включаете все внутридомовые системы в сроки, указанные в распоряжении главы администрации, то обязаны предупредить об этом информационно-диспетчерскую службу 051 — о данном решении, а также проинформировать всех собственников». Тот, кто хоть немного следит за жилищным законодательством, поймет, что руководителей ТСЖ фактически предупреждают о недопустимости действовать в соответствии с ним. А иначе как воспринимать предупреждение, если согласно п.12 «Правил предоставления коммунальных услуг» исполнитель начинает отопительный период, когда среднесуточная температура наружного воздуха ниже +8С держится в течение 5 суток подряд. Ни глава администрации, ни общее собрание жильцов не уполномочены менять существующий порядок.

О собрании речь можно вообще не вести, стоит лишь напомнить разработчикам памятки внимательнее вчитаться в п. 4 ст. 45 Жилищного кодекса (сообщение о проведении собрания должно быть направлено каждому собственнику заказным письмом не позднее чем за десять дней до даты его проведения). В прошлый отопительный сезон город вступил раньше срока, предписываемого правилами. Судя по предупреждению, и ныне такое возможно. Идти на поводу тех жителей, которые согласны принять, а значит, и оплачивать тепло хоть в августе, не стоит, как не стоит прислушиваться к согласным обходиться без отопления до октября. Критерий должен быть один — Его величество Закон. Еще одно нарушение прав потребителей связано с отказом в перерасчете за отсутствие горячего водоснабжения во время летних ремонтных работ. В отличие от ТСЖ, особенно грешат этим «истинные профессионалы» — управляющие компании. Отказ объясняют некими мифическими документами, в которых сказано, что перерасчет производится лишь за последующие после двухнедельного перерыва дни. Даже если документы реальные, все равно при этом должен применяться только Жилищный кодекс и «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Пункт 61 Правил гласит: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг».

Что же касается иных правовых документов, на которые любят ссылаться обслуживающие нас организации разных форм собственности, приведу еще одну выдержку из Жилищного кодекса: «Ст. 5 п. 8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса».

На семинаре из уст заместителя главы администрации Тюмени Василия Панова прозвучало вызвавшее небольшое оживление сообщение о том, что в каждой управляющей компании появится наблюдатель от городского совета ветеранов, который будет не только следить за работой коммунальщиков, но и давать им свои советы. Можно по-разному относиться к неожиданному предложению, но, если, например, советчиком согласится стать Николай Васильевич Симонов, отдавший более двадцати лет службе 051, с первого дня ее образования, толк будет несомненно.

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» — этот мультяшный постулат вполне применим к плаванию потребителей в жилищно-коммунальном море. От того, как мы изучим кодексы и постановления, научимся применять их в повседневной жизни, будет зависеть качество коммунального обслуживания.

Геннадий ИВАНОВ

Версия для печати

© 2007—2019 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.