Статьи

Основной экономический документ ТСЖ — смета доходов и расходов

Плановые расчеты деятельности ТСЖ должны появиться у инициативной группы одновременно с документами о подготовке общего собрания по выбору способа управления домом.

Во — первых, собственники должны знать, в какую «светлую даль» и, самое главное, за какие деньги, готова повести «многоквартирный корабль» инициативная группа.

Во — вторых, все участники собрания должны отдавать себе отчет, что составлять первую в жизни ТСЖ смету придется методом «угадайки» — слишком много неопределенных моментов возникают в первый год деятельности Товарищества. Да и дома, как люди — одинаковых нет… Однако общим правилом при составлении сметы остается группировка по элементам и статьям затрат. Наш небольшой опыт планирования деятельности ТСЖ позволил выработать некоторые практические рекомендации.

По нашему глубокому убеждению неразбериха в калькулировании себестоимости услуг в сфере ЖКХ вызвана тем, что услуги в сфере управления, обслуживания и ремонта многоквартирных домов представляют из себя несколько разнородных услуг, каждая из которых имеет свои особенности планирования. ТСЖ как один из способов организации управления домом характеризуется максимальным вовлечением большинства собственников в принятие решений по управлению домом. ТСЖ как некоммерческая организация не может получать прибыль, поэтому все средства, поступившие от собственников, должны быть использованы полностью на нужды любимого дома, учтены как переплата собственников или направлены на формирование специальных фондов. Отсюда специфика постановки документооборота и учета.

Одина из проблем реформируемого ЖКХ — это переход от учета затрат на «управление микрорайоном» к учету затрат по управлению конкретным домом, так как собственник должен содержать только то, что ему принадлежит, то есть свой дом, а не весь город. Но если собственники хотят знать, на что и когда истрачены их деньги, они должны смириться и с тем, что раздел сметы (или услуга) под названием «организация управления многоквартирным домом» будет составлять около 40% суммы членских взносов (что аналогично статье «Обслуживание и ремонт»). Если у кого- то окажется меньше, я готова съесть свою статью… Кстати, если подсчитать численность административно — технического и управленческого персонала по всем нормативным документам Госстроя, то получается, что для организации обслуживания среднесписочная численность управленцев составит от 0,667 до 0,977 чел. на 10 тыс. кв. м. жилого фонда (в то же время 1 сантехник должен «приходиться» на 41 тыс. кв. метров нового жилья или 37 тысяч кв. м.«старого», а 1 ставка электрика рассчитывается на 2200 квартир).

Мы заложили в наши сметные расчеты близкие показатели: для организации управления — 1 ставку (управляющий + главный инженер) на 30 000 кв. м. площади квартир, для расчета затрат на учет ведение документации запланировали 1 ставку бухгалтера на 4 дома и 1 ставку бухгалтера — расчетчика на 1000 лицевых счетов (квартир). Правильность и обоснованность наших расчетов, а также механизм информирования собственников мы проверяем на конкретном ТСЖ «Коммуны, 139», которое с 1 сентября 2008 года управляет многоквартирным домом площадью около 11700 кв. м. Для расчета численности сантехников, электриков, дворников и уборщиц были использованы Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда (утвержденные Приказом Госстроя России от 09.12.99 N 139).

По сути наша смета представляет развернутую калькуляцию по видам услуг, которые привыкли называть «жилищно — коммунальные». Группировка затрат произведена таким образом, чтобы собственнику в любой момент можно было представить достоверную и полную информацию по произведенным фактическим затратам на конкретные виды работ (разделы сметы). Не спорим, это дополнительная нагрузка на бухгалтерию… Но «прозрачность» должна стоить слез бухгалтера. Более того, мы выделили в смете как отдельные разделы два «нетрадиционных» вида работ — «Расходы на организацию освещения и оплату э/э мест общего пользования» и «Расчетно- кассовое обслуживание и принудительный сбор платежей». Оправданием нашей мелочности служит то, что эти разделы сметы могут при эффективной организации работы и взаимодействии всех собственников сэкономить приличные деньги (например, за счет применения датчиков освещенности, экономных ламп и борьбы с вандализмом подростков). Систематизированное пояснение к каждой статье затрат приведено в таблице 1, а расчет — в таблице 2. Таблица 2 выполнена в электронном виде как «калькулятор сметы» (Excel). При этом основные затраты рассчитываются на основании показателей жилого дома (площади, количества квартир и проживающих граждан). При составлении сметы ТСЖ мы одновременно «разложили» каждый раздел сметы по элементам — зарплата, начисления, материалы. При расчете фонда оплаты труда учитывали коэффициент плановых невыходов (1,12). Во — первых, работники ТСЖ должны уходить в отпуск, а в это время из кто — то должен замещать, поэтому оплату труда следует считать на 13 месяцев. (13/12=1,083). Добавим к этому некоторое количество пропущенных сотрудниками по болезни дней, когда и больничный оплачиваем, и другого работника привлекаем… (Коэффициент 1,12 взяли из ранее упоминаемых Рекомендаций.).

В расчет сметы мы включили в качестве одной из статей подготовку и организацию работы инициативной группы, организацию общего собрания собственников («нулевая смета»).

Перечень работ ТСЖ для расчета сметы.

Таблица 1

Статьи затрат (виды услуг)

Характеристика работ

«Нулевая смета»

0.1. Подготовка и организация инициативной группы, организация и проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, оформление учредительных документов ТСЖ, регистрация ТСЖ

Разовые затраты по договору с расчетно- информационным центром (РИЦ). Инициативная группа может провести подготовку собрания на общественных началах При обращении к специалистам общая стоимость работы составит 15-20 тысяч рублей (в том числе около 5тыс. — затраты по оплате госпошлины, открытия расчетного счета, изготовлению печати)

0.2. Постановка документооборота и бухгалтерского учета, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и подрядчиками, разработка штатного расписания и трудовых договоров с сотрудниками ТСЖ

0.3. Первоначальное планирование деятельности ТСЖ

Разовые затраты по договору с расчетно- информационным центром (РИЦ). Стоимость работ может учитываться в сумме договора на комплексное обслуживание (бухучет, юридические услуги, подготовка отчетов и информации для собственников и размещение информации на сайте)

Организация управления многоквартирным домом

1.2.1. Организация работы по обслуживанию дома

- Технический осмотр жилых зданий;

- Составление перечня требуемых работ по ремонту и обслуживанию строения, его инженерного оборудования и устройств;

- Планирование и организация работ технического обслуживания, текущего и капитального ремонта дома и его инженерного оборудования

- Подготовка домов к сезонной эксплуатации с выполнением мелких ремонтных работ в процессе осмотра

Комиссия из собственников в состоянии самостоятельно оценить уровень «разрухи» в доме и определить перечень первоочередных ремонтных работ. Привлеченные (и дополнительно оплачиваемы специалисты) нужны нечасто.

В конце концов- дом- это не подводная лодка и требования, предъявляемые к квалификации работников, не являются очень высокими (слесарь- сантехник,, сварщик, электрик- не ниже 3 разряда). Для сложных работ привлекаются специализированные организации с соответствующими лицензиями и специалистами

1.2.2. Текущие расчетно- аналитические работы:

- Начисление и учет расчетов с членами ТСЖ, начисления и оплаты по договорам с собственниками, не являющимися членами ТСЖ;

- Поведение банковских операций

- Начисление оплаты работникам ТСЖ, составление и представление отчетности

- Ведение распорядительной, технической и бухгалтерской документации. Заключение и учет договоров с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями

Если хотя бы один из собственников в доме квалифицированный бухгалтер, предпочитающий работать на дому, а дом небольшой, то проблем с ведением бухучета не возникает. В других случаях предпочтительнее воспользоваться услугами специализированной организации, особенно на начальном этапе деятельности ТСЖ.

Юридическое обслуживание (составление договоров, подготовка исковых заявлений в суды по взысканию задолженности, подготовка общих собраний, оформление протоколов общих собраний и заседаний правления)

Постоянные или разовые услуги в зависимости от решения Правления

Аварийно-диспетчерское обслуживание

Само понятие «диспетчера» как барышни у телефона, стало анахронизмом при современном развитии средств мобильной связи. У сантехника тоже есть сотовый. Для производства сложных ремонтных работ существуют специализированные бригады.

Текущее техническое обслуживание

Выполнение работ по подготовке дома к сезонной эксплуатации (промывка системы отопления, оформление актов готовности к отопительному сезону, запуск системы отопления дома)

Разовые работы, выполняемые либо по договору подряда, либо штатным слесарем. По этой статье учитывали не только заработную плату с начислениями, но и используемые для проведения текущих ремонтных работ материалы. Работы учтены при расчете численности слесарей сантехников

Текущее обслуживание ОИ, фиксация показаний приборов учета воды и теплоэнергии, составление отчетов об их потреблении

Периодические осмотры состояния общего имущества с целью обнаружения протечек, засоров канализации и проведение мелких ремонтов. Учтены при расчете численности слесарей- сантехников

Текущее обслуживание общей энергосистемы дома и мелкие ремонты

Периодические осмотры, замена лампочек, ремонт и замена выключателей в подъездах, протягивание контактов, снятие показаний общедомовых электросчетчиков, замена предохранителей. Учтены при расчете численности электриков

Уборка и очистка помещений общего пользования и земельного участка

Часто эти статьи делят на две- «уборка подъездов» и «уборка двора». Как показали наши расчеты, заработная плата уборщицы, рассчитанная исходя из рекомендованных муниципальных тарифов, не соответствует перечню и периодичности работ по уборке подъездов. Поэтому следует либо уменьшить периодичность уборки или установить более высокую оплату.

Дворник и уборщица — работники, занятые неполный рабочий день, но состоят в штате ТСЖ. Эти статьи можно разделить (как мы сделали) а можно объединить так как эти работы являются работами по поддержанию санитарного состояния общего имущества дома.

Прочие расходы

Расходы на организацию освещения и оплату э/э мест общего пользования

Если ТСЖ запланировало внедрение энергосберегающих технологий, имеет смысл выделить эту статью расходов. На нее же относить ликвидацию последствий вандализма подростков.

Расчетно- кассовое обслуживание и принудительный сбор платежей

Выбор наиболее выгодных для собственников условий расчетов и отсутствие затрат на судебные разбирательства может сэкономить приличные суммы для собственников. Один судебный иск по взысканию задолженности обойдется ТСЖ в несколько тысяч рублей невозмещаемых затрат, так как суд может отказать во взыскании с должника стоимости услуг юриста в полном объеме.

Ремонтный фонд

Утверждение перечня работ по ремонту общего имущества и источников его финансирования- обязанность собственников, поэтому выделение такого раздела по нашему мнению, является необходимым.

Формирование Ремонтного фонда является наиболее рациональным способом учета средств собственников, а в случае участия в программе капремонта с привлечением бюджетных средств- просто необходимым. Кроме того, по решению общего собрания в фонд могут перечисляться суммы превышения начисленной оплаты над фактическими затратами…

Услуги сторонних специализированных организаций

Услуги по вывозу и захоронению ТБО

Услуги по обслуживанию лифтов

Источник.

Версия для печати

© 2007—2018 «Управдомус», e-mail:[email protected]
При полном или частичном копировании ссылка на www.upravdomus.ru обязательна.